Детская фантастика с человеческим лицом
Научная фантастика давно вышла из моды. Может быть потому, что прошли те счастливые года, когда всякий грамотный человек мог хотя бы приблизительно ориентироваться в современных ему науке и технологии, как было во времена Жюля Верна. С тех пор наука ушла далеко вперед. Или наоборот, 95% населения читать научилось, а понимать прочитанное — нет. Так или иначе, но массовая культура пошла по линии наименьшего сопротивления, штампуя килотонны вампиров, зомби, покемонов, генетически модифицированных роботов-пришельцев из восьмого измерения и прочих эльфов с бакуганами и древними письменами.
Но и во время этого псевдо- и антинаучного праздника невежества остаются люди, которые не желают потакать интеллектуальной лени. Писатель-фантаст Ник Горькавый (по-совместительству — астрофизик, доктор физико-математических наук Николай Николаевич Горькавый) не стесняется в выражениях: «сферически-симметричный коллапс Вселенной», «точка бифуркации», «гидродинамические уравнения Навье-Стокса в частных производных». А сюжет его трилогии «Астровитянка» — приключения девочки-подростка, которая, как и положено героям детской приключенческой литературы, расправляется со злодеями не хуже Чака Норриса, спасает мир, влюбляется…
Смесь «Гарри Поттера» и «Детей капитана Гранта» щедро приправленная современными научными теориями и словами, значение которых большинству тинейджеров придется уточнять в энциклопедии — приятный и освежающий контраст с чудовищно безграмотными «научными» ляпами популярной киношной и бумажной фантастики. «Наука — вот что круто!» — читается между строк его книг.
Несколько месяцев назад вышла третья книга об Астровитянке. Радует, что Горькавый положительно относится к свободному распространению его книг в интернете. По его словам, «пираты» только способствуют росту продаж бумажной версии. Поэтому я без всяких угрызений совести даю ссылку на страничку Горькавого на Либрусеке. Читайте на здоровье!
— Бабочка создана, — негромко сказала Никки, — из двух видов химических элементов: водорода, возникшего в ходе Большого Взрыва и имеющего возраст более десяти миллиардов лет, и из углерода, азота, кислорода и серы, которые образовались гораздо позже — при термоядерном горении массивных звёзд. В конце своей эволюции эти звёзды взорвались как сверхновые, и ударные волны распылили в космосе и добросили до Солнечной системы химические элементы тяжелее гелия — углерод, кислород и другие. При вспышке сверхновой звезды образовались и самые тяжёлые химические элементы — от железа до урана, — которые также можно найти в бабочке. Это легкомысленное насекомое состоит из древнего инозвёздного вещества. Бабочка несёт в себе как следы первых минут рождения Вселенной, так жизни и смерти многих звёзд…
Густые брови профессора поднимались всё выше и выше, а Никки не спеша продолжала:
— Звёзды светят и днём, поэтому, кроме молодого солнечного света, который летел в космосе восемь минут, на бабочку одновременно падает и древнее излучение далёких звёзд. Этот звёздный свет покинул фотосферы своих светил сотни и тысячи лет назад, преодолел огромное пространство и закончил существование на крыльях земной бабочки, слегка нагрев их древним теплом, возможно, уже погасших звёзд. Цветовая непрозрачность бабочки спектрально условна. Сквозь хитиновую броню легко проникают космические и земные излучения, включая гравитационные и радиоволны, гамма-лучи и нейтрино. Бабочка быстро машет крыльями и сама оказывается источником низкочастотного звукового и гравитационного излучения. Она находится в искривлённом пространстве-времени вокруг Земли и движется, опираясь на воздух, тем самым полёт бабочки — это непрерывное бегство от падения по геодезической линии… Достаточно? — спросила Никки Ван-Теллера.
— Нет… — зачарованно протянул старый профессор, — я бы ещё послушал…
— Бабочка эффективно оперирует временем и его энергией. Согласно следствиям из специальной теории относительности Эйнштейна, бабочка и её крылья, двигаясь с разной пространственной скоростью, обладают разными скоростями времени в каждой точке крыла и корпуса. Мускулы бабочки, махая крыльями, меняют скорость времени вдоль крыла. Молекулы воздуха двигаются с наибольшей скоростью в пространстве и с наименьшей скоростью во времени. Результат соударения молекул воздуха с молекулами крыльев описывается на языке классической физики как давление или передача энергии, но его правильнее рассматривать как обмен пространственно-временными параметрами между атомами. Порхающий полёт бабочки — это танцующее взаимодействие личных времён и пространств бабочки, гравитационного поля Земли и атмосферных молекул… Продолжать? — снова спросила Никки.
— Если есть что добавить, то — да, — по-прежнему заинтересованно проговорил Ван-Теллер.
— Ну… бабочка — термодинамически открытая, самоорганизующаяся система по Пригожину и обладает целым букетом нестабильностей, например неустойчивостью Тьюринга в средах диффундирующих химических реагентов, отвечающей за образование структур тела бабочки и за узор на её крыльях. Можно отметить нелинейное распространение электрических импульсов в нервных клетках, волновую нестабильность в виде кишечной перистальтики, а также образование солитонов в длинных цепях белковых молекул. Бабочка — это метастабильный объект, образованный букетом структурообразующих неустойчивостей. Бабочка жива, пока нестабильна — если она избавится от неустойчивости, то умрёт. Абсолютно стабильная система всегда мертва.
P.S. О Горькавом и его книгах я впервые прочитал вот в этом блоге Там очень много вкусного — не поленитесь порыться в архивах.
Автор Илья Сименко
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Все-таки "Астровитянка" для довольно больших детишек. Как минимум средний школьный возраст. Для детишек помладше у Горькавого есть научные сказки. Их можно будет найти в готовящемся сборнике научно-популярных историй "Звёздный витамин". Некоторые из этих сказок можно уже найти в "Науке и жизни"